Мы живем в такое время, когда снова рвутся связи. Миллионы людей только за последние несколько лет вынуждены были покинуть места, где они родились и выросли, где остались могилы их предков, и куда они, может быть, никогда не смогут вернуться. Мы теряем близких друзей и даже родственников, потому что перестали находить с ними общий язык. Происходит тотальная переоценка ценностей. Но есть ценности, которые не могут обесценить никакие исторические катаклизмы. Это наша память. На прошлой неделе я имела честь быть приглашенной на празднование 100летнего юбилея французского общества Amicale de Brest-Litovsk.
Флаг французского Общества выходцев из Брест-Литовска, который вот уже сто лет украшает все торжественные мероприятия Amicale de Brest-Litowsk.
Деятельность и существование этой организации — это пример того, как через сто лет, можно суметь сохранить то, что создали их деды и прадеды, оказавшись кто по своей воле, а кто в силу драматических, или даже трагических обстоятельств на чужбине. Создавая в 20-е годы прошлого столетия Amicale de Brest-Litovsk, бывшие жители Бреста хотели не только помочь и поддержать тех, кто приехал в незнакомую страну, они хотели сохранить связи с родным городом.
Amicale de Brest-Litowsk 1925 ( Фото из архива Gilbert Lebenberg, нынешнего президента общества)
Французские брискеры внесли весомый вклад в оказании финансовой и гуманитарной помощи тем, кто вернулся в разоренный и разрушенный Брест после насильственной эвакуации в период Первой Мировой войны. Во время Второй Мировой войны в период нацистской оккупации Франции многие выходцы из Брест-Литовска принимали активное участие в Сопротивлении. Потомки брискеров не избежали судьбы большинства французских евреев, депортированных и погибших в концентрационных лагерях. В память о брискерах, жертвах Холокоста, силами Amicale de Brest-Litowsk, был поставлен памятник на кладбище Баньё в пригороде Париже.
Париж. Кладбище Баньё. Памятник погибшим во время Второй Мировой войны выходцам из Брест-Литовска.
Во Франции сменилось уже не одно поколение выходцев из Бреста. То, что они на протяжении 100 лет сумели сохранить традиции и память о предках, о малой родине — такое в наше время относится к категории уникальных явлений. На праздновании 100 летнего юбилея Парижского объединения выходцев из Брест-Литовска я воочию убедилась в том, что потомки брискеров гордятся своим происхождением, что они смогли сохранить и передать любовь к корням и к истории своих предков — уроженцев Брест-Литовска.
Фото из семейного альбома Evelyne LEMBERSKI
Они бережно хранят фотографии, письма, воспоминания и традиции. Они знают историю города, названия и расположение улиц, хотя никто из них никогда не был в Бресте. Они знают, как жили, чем занимались их предки. На празднование 100 — летнего юбилея пришли представители всех поколений потомков брискеров. Это знак того, что эстафета памяти будет продолжена. После Второй Мировой войны наш город полностью изменился. Это касается не только архитектуры. Исчезла еврейская община, которая составляла почти половину населения Бреста. А вместе с ней исчез тот колорит, который был неотъемлемой составляющей чертой на протяжении долгого времени и о котором большинство нынешних жителей не имеет ни малейшего представления. На этой встрече в Париже, почти за две тысячи километров от Бреста, я испытала чувство гордости и счастья от того, что я, хоть и никаким образом не являюсь брискером, но тоже родилась в Бресте и тоже очень хочу, чтобы мои дети, внуки не забывали об этом. Ведь Брест этого достоин!