Хотел повторить ракурс музея-усадьбы Тадеуша Костюшко и дворца Пусловских, как в литографии Наполеона Орды. Но такой вид запечатлеть невозможно из-за несоответствия пропорций зданий. Мне объясняли невозможность такого повтора «художественным взглядом» Орды. Он так видел. Тем более повозка на переднем плане литографии выбивается из пропорционального соответствия изображения, и возможно вписывалась позже. Но вот с архитектурной точностью Орда бы такой вольности вряд ли допустил.
И вот попался мне план владений Пусловских, который поразил точностью совпадений при наложении на современный спутниковый снимок. Совпали план дворца, очертания озер, мостик между водоемов, дорога, охотничий домик, границы огородов и даже холм под каплицу. Но несовпадение расположения фольварка Меречёвщина было явно не случайным.
И если разместить дом в месте, указанном на плане, то соответствие размеров зданий придет к изображению Наполеона Орды. Вывод: дом, в котором, по одной из версий, родился Тадеуш Костюшко в 1875 стоял ближе к дворцу, чем стоит сейчас.
Я сомневаюсь, что две старые лиственницы на фото и рисунке Орды, это одни и те же деревья. Но очень хотелось бы верить.
У меня есть две версии, не считая «криворукого» древнего геодезиста и «вольного художества» Орды:
- Вандалин Пусловский, реставрируя дом, перенес его поближе, а польские археологи нашли старый фундамент фольварка на Меречёвщине и построили там дом. (маловероятная)
- Польские археологи не утруждались поиском точного месторасположения прежнего дома, а построили музей в удобном месте.
Довоенная польская карта, плохо совпадающая с фотографией из космоса, на которой видна старая дорога к музею, «прорисовывающаяся» растительностью с обочин на современном снимке.