Халама Станислав

Халама Станислав

Удивительная судьба семьи Халама…

В Бресте-над-Бугом в 1924 году они обратились в местное староство с прошением поменять временные паспорта, ранее выданные Плоцким староством до 11.02.1924, на постоянные. Какое-то время здесь обитали. Вероятно, являли брестской публике свое искусство – надо же было зарабатывать денежку и на что-то жить. Впрочем, это было не только ради хлеба насущного. Младшая из этой семья – Лода Халама (на фото 4)
– много позже написала в своих мемуарах: “Я жила полной жизнью только на сцене”.
Теперь по порядку обозначу тех, кто на этих фотографиях, согласно их данных на легитимациях.
1. ХАЛАМА Станислав (HALAMA Stanisław), сын Даниэля и Иоанны. Родился 12 апреля 1882 в г. Сосновец Силезского воеводства. Имел немецкое гражданство (Силезия в период его рождения входила в состав Австро-Венгрии).
2. ХАЛАМА Марианна (HALAMA Marianna), урожденная Цегельская, дочь Феликса и Александры, родилась 9 января 1888 в м. Червиньск Блоньского повета Познаньского воеводства.
2. ХАЛАМА Юзефа (HАALAMA Józefa), дочь Станислава и Марианны. Родилась 17 января 1905 в Плоньском повете Варшавского воеводства.
У всех профессия обозначена – artysta (артист).
Напомню плакатную максиму вождя мирового пролетариата: “Важнейшим из искусств для нас является кино”. Как известно, в изначальном высказывании было “…и цирк”. В начале ХХ века он был даже поважней и привлекательней синема. В знаменитейшем цирке братьев Никитиных начали свою артистическую карьеру молодые супруги Станислав и Марианна Халама, вылетев из польских гнездовий. Он был акробатом под куполом и мультиинструменталистом (мог играть на многих музыкальных инструментах). Она была танцовщицей на арене. По стопам мамочки пошли четверо дочерей, две старшие из них обучались танцам в балетной школе Брониславы Нижинской, сестры знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского. С малых лет их танцевальное порхание на арене сопровождалось взлетами под купол цирка на невидимых публике тросиках с карабином. А “крестным отцом” малышки Лоды (Леокадии), по ее воспоминаниям, стал великий клоун Анатолий Дуров, также работавший в цирке Никитиных. “Будет танцоркой!” – сказал, глядя на движения шустрой фигурки на арене.
Кочевая жизнь цирковых артистов была прервана Первой мировой войной и революционными смутами. Какое-то время они зарабатывали “на тарелку супа” выступлениями перед купцами и офицерами в питейных заведениях, а в 1921 выехали на родину. В Бресте супруги проживали с дочерьми Юзефой (Зизи), Алицией (Пуней), Хеленой (Еной) и Леокадией (Лодой) – в скобках их сценические имена. Девчонки вскоре создали в Варшаве популярную танцевальную группу “Halamki”.
Из всей этой прекрасной плеяды далее всех пошла Леокадия (Лола) Халама (1911 Рыльск-1996 Варшава). Природный уникум танца, она через недолгое время поступила в труппу Большого театра Варшавы – и сразу же выдвинулась в примы-балерины. Далее ее сценическая судьба пошла по восходящей траектории. Будучи хорошей актрисой, она снялась в дюжине фильмов. Как сообщает Википедия, выступление на сцене парижского Vieux Colombier открыло Лоде дорогу на сцены многих европейских и других стран мира, в том числе Америки, Германии, Японии, Скандинавии, Латвии и др. Она не только танцевала в Нью-Йорке и Чикаго, но и занималась там постановкой хореографии оперы С. Монюшко «Галька». В 1939 выехала в Швейцарию, но в следующем году вернулась в сражающуюся Польшу. Работала медсестрой, участвовала в подпольной деятельности.
В 1943 вновь уехала в Швейцарию, затем перебралась в Великобританию, а затем в США. После окончания войны жила в эмиграции. В 1948—1958 — в Голливуде, где занималась торговлей недвижимостью. С 1959 жила в Лондоне, имела свой ресторан. В 1959—1960 — давала выступления на сцене варшавского театра «Syrena». С того времени часто посещала Польшу, жила попеременно в Лондоне и Варшаве.
Источники: ГАБО 2-1-666, л. 360-366; Anna Lisiecka “Loda Halama. Pierwsze nogi Drugiej Rzeczpospolitej”. Warszawa 2017.

Марианна Халама

Юзефа (Зизи) Халама

Леокадия (Лода) Халама